По благословению Высокопреосвященнейшего Лонгина Митрополита Саратовского и Вольского

Приидите поклонимся

Новый диск Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии знакомит слушателей с классикой духовной музыки и духовными произведениями современных авторов.

В 2018 году хор отмечает свое 15-летие: коллектив основан в декабре 2003 года по благословению Епископа (ныне Митрополита) Саратовского и Вольского Лонгина при храме Сошествия Святого Духа города Саратова.

По благословению Владыки и трудами регента хора Александра Германовича Занорина хор возрождает традиции русской духовной музыки: однородность пения мужского хора, его благородная сдержанность помогают донести до слушателей глубочайший смысл православного богослужения, создают в храме молитвенный и благоговейный настрой.

В своей концертной деятельности, обращенной к самым разным слушателям (от школьников и воспитанников детских домов и социальных учреждений — до знатоков и завсегдатаев консерваторских залов) коллектив стремится представить самые разные пласты музыкального искусства.

Важное место в репертуаре Архиерейского хора занимает русская хоровая классика эпохи Просвещения: М.Березовский, А.Ведель, С.Дегтярев, Д.Бортнянский. В их произведениях подчеркивается духовная сосредоточенность, сдержанный драматизм.

Приоритетом для коллектива являются и сочинения отечественных композиторов рубежа XX века. Это время называют «русским духовным ренессансом», который связан с творчеством ведущих представителей московской Синодальной школы: А.Архангельского, А.Гречанинова, В.Калинникова, А.Кастальского, А.Никольского, чуть позже — П.Чеснокова, Н.Голованова, прот. Георгия Извекова, К.Шведова.

Особое внимание уделяется наследию архимандрита Матфея (Мормыля), выполнившего множество превосходных гармонизаций старинных песнопений, и диакона Сергия Трубачева, творчество которого обозначило новый этап расцвета отечественного церковного искусства.

Благодаря активной и насыщенной творческой деятельности саратовского Архиерейского хора становится звуковой реальностью отечественное духовно-песенное наследие. Эта работа несет в себе и мощный просветительский заряд: знакомит с сокровищами русской духовной музыки не только широкую аудиторию, но и знатоков, поскольку даже им в данной сфере известно далеко не всё.

Специалисты отмечают, что для этого коллектива особенно характерны проникновенное пение и доверительность в музыкальной беседе со слушателями, что помогает им прочувствовать и понять Евангельскую истину: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). 

  1. Напев Успенского собора в обр. А.Кастальского, пер. арх. Матфея (Мормыля) «Блажен муж»
  2. «Свете тихий» знаменного распева
  3. Диак. С. Трубачев. «Малое славословие»
  4. Гарм. арх. Матфея (Мормыля). Песнопения евхаристического канона «Милость мира», «Достойно и праведно есть», «Тебе поем»
  5. Диак. С. Трубачев. Хоровой концерт «Мужайся, Церковь Христова»
  6. Д.Бортнянский. Хоровой концерт №15 «Приидите, воспоим, людие»
  7. Р.Твардовский. Хоровой концерт «Се ныне»
  8. А.Кремаренко. Стихира праздника Преображения Господня «Приидите, взыдем на гору Господню»
  9. А.Сарти. Хоровой концерт «Радуйтеся, людие»
  10. А.Гречанинов. Пер. П.Чеснокова «Воскликните Господеви вся земля»
  11. Киевский распев в гармонизации П.Чеснокова «Воскресение Христово видевше»
  12. Знаменный распев в изл. Б.Ледковского, пер. арх. Матфея (Мормыля) «Стихиры Пасхи»